Главная Полезные сайты Бухгалтеру Экономисту Поиск SMS                            
Главная
Услуги
1С:Предприятие 8
Разработки <-
О компании


Журнал «Московский бухгалтер». №11 (ноябрь) 2004 г.

  

"Отчетность сдана. Что дальше?"
Владимир РЕШЕТНИКОВ

Иногда даже очень опытных бухгалтеров, корифеев бухгалтерского дела, посещает мысль: «Как надоел этот бухгалтерский учет! Бросить бы всё...»
Почему порой не хочется идти на еще недавно любимую работу?
( Как финансисту избежать конфликта с руководителем )

    Если эта мысль навестит Вас с утра, то может возникнуть и следующая: «Почему так не хочется идти на еще так недавно любимую работу? Когда это случилось? Связано ли это с бухгалтерским учетом, поведением руководителя или общей ситуацией в стране?».
    К «подаркам» от властей в виде постоянных «совершенствований» бланков квартальной отчетности, особенно актуальных, если изменения произошли в последние дни отчетного периода, и их нет в обновлении бухгалтерской программы, а также в виде пересчетов налога за предшествующий период, вроде бы уже сформировался стойкий иммунитет. Более того, если в законодательстве давненько ничего не менялось – это уже вызывает как минимум настороженность. После затишья – жди бури, значит – поменяют всё. Что ещё?
    Руководитель (или кто-либо из сотрудников) несмотря на многочисленные обещания принести, наконец, счета-фактуры (договора и прочую первичную документацию) вновь не сдержал обещания, и НДС пришлось опять делать в последний день, «идя на компромисс с совестью» (к тому же почты почему-то не принимают корреспонденцию, в ИМНС – бесконечная очередь). И как тут применять «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», п.12 которого говорит о том, что «требования главного бухгалтера … по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации». Является ли руководитель – сотрудником? Кто ему об этом скажет? Читает ли он ПБУ? Постепенно привыкаешь и к этому.
    После ознакомления с отчетностью руководитель долго метался по комнате и кричал, что столько налогов он платить не может, не будет и, что хотите, но что-то надо сделать. Опять «компромисс с совестью». Остается тешить себя воспоминаниями о п. 6. упомянутого ПБУ, согласно которому, всю «ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации». Пусть кричит. Хотя нервы – не железные и даже такому ангельскому терпению как у главного бухгалтера иногда приходит конец. Уже ближе.
    Итак, пожалуй, не стремительное изменение законодательства, не бухгалтерский учет как таковой, а отсутствие взаимопонимания с руководителем, является главной причиной того, что работа перестает приносить былое наслаждение, радость и удовольствие и перестает быть «вторым домом». Давайте вместе проанализируем, почему так происходит.
    Вне зависимости от специфики организации трудовая деятельность любого главного бухгалтера состоит, как правило, из трех основных этапов: трудоустройство и знакомство с ситуацией, основная фаза трудовой активности, завершение трудовой деятельности, т.е. увольнение. В зависимости от последовательного движения от одного этапа к другому возникает и изменяется взаимопонимание с руководителем.
    На первом этапе руководство Вас любит, боготворит и верит, что наконец-то с бухгалтерским учетом не будет никаких проблем, и надеется, что всю свою головную боль можно будет переложить на кого-то другого. На этом этапе главному бухгалтеру обычно представляется полная свобода действий, «карт-бланш» по организации бухгалтерского учета, подбору персонала, и иногда даже мебели и оргтехники! Это эйфория от надежд, что именно в этой прекрасной фирме такой прекрасный специалист (его так долго искали, и он, наконец-то, нашелся!) блестяще организует весь процесс учета, в том числе и бухгалтерского. Вот на этой бы торжественной ноте взять, и уйти, как олимпийский чемпион, с почестями. Но, нет, главный бухгалтер тоже ослеплен и верит, что все получится, потому что именно здесь и сейчас и именно этим людям так нужны его знания, которые он накапливал всю свою жизнь, нарастающим, как говорится, итогом.
    Постепенно первый этап трудовой деятельности переходит во второй. В процессе этого этапа Вас все ещё продолжают любить, но уже как-то без особого энтузиазма. Иллюзии работодателя по поводу того, что свою головную боль можно на кого-то переложить постепенно рассеиваются. Это не удивительно, поскольку головная боль все-таки его. И, возможно, где-то в глубине души руководитель об этом догадывается. Так же возникает некоторое «панибратство». Известен случай, когда руководитель (при наличии секретарши!) предлагал сбегать за сигаретами главному бухгалтеру. Эпизод, конечно, из ряда вон выходящий, однако имел место быть. Обычно в таких или аналогичных случаях «за сигаретами» не бегают, руководитель напротив своей фамилии в графе «плохо с головой» получает жирную галочку, а главный бухгалтер начинает задумываться, а что я тут делаю за такие деньги? Вот и три составляющих конфликта: 1) отношение руководителя к главному бухгалтеру; 2) продолжительность рабочего дня в офисе («что я тут делаю?»); 3) оплата труда («за такие деньги»). Рассмотрим эти составляющие более подробно.
    Продолжительность рабочего дня. Мнение главного бухгалтера: «Иногда после окончания рабочего дня успеваешь сделать гораздо больше, чем за всё рабочее время, поскольку никто не отвлекает и есть возможность сосредоточиться на серьезных вопросах. Некоторые из задач вообще лучше решать на домашнем компьютере. Свободный режим гораздо удобнее. Да и как я могу быть в банке или ИМНС и в офисе одновременно?». Теперь рассмотрим взгляды работодателя. Руководитель заботится о безопасности бизнеса, ему хочется опереться на какое-либо крепкое плечо. Таким образом, он пытается компенсировать некоторую неуверенность в себе, связанную с пробелами в знаниях в области финансов. Если квалифицированный главный бухгалтер всегда «под рукой» - руководителю спокойнее, хотя истинных мотивов своего поведения он может и не осознавать. Мнение работодателя: «Бухгалтерия и так у нас ничего не делает. Пусть работают в офисе с утра до вечера, а если не будут успевать, пусть выходят по выходным. Я им за это деньги плачу».
    Оплата труда. Заработная плата главного бухгалтера в нашей стране традиционно почему-то не зависит от уровня минимизации налогообложения. А между тем, зачастую суммы оптимизированных налогов на порядки могут превышать годовой доход главного бухгалтера. И именно эти суммы во многом способствуют дальнейшему процветанию организации и личного благосостояния работодателя. Мнение главного бухгалтера: «Всё-таки наличие некоторого соответствия между суммой оптимизированных налогов и оплатой моего труда было бы справедливым». При попытке главного бухгалтера разъяснить ситуацию, руководитель обычно старается избежать «неприятного разговора» под предлогом того, что ничего в этом не понимает. Хотя, как показывает жизнь, в росте своего личного благосостояния руководитель разбирается очень даже неплохо. Зачастую руководитель считает, что абсолютно любой бухгалтер, вне зависимости от пола и возраста, а также и от опыта работы, одинаково хорошо может справиться с задачей минимизации налогообложения. Мнение руководителя: «Они и так в прошлый раз насчитали мне столько налогов. Пусть минимизируют. Я им за это деньги плачу». Реплика главного бухгалтера: «И это он называет деньгами?».
    И ещё раз о главном: об отношении руководителя к главному бухгалтеру. Мы не будем рассматривать приятные исключения из правила, когда существует многолетнее плодотворное сотрудничество и полное, безграничное взаимопонимание руководителя и главного бухгалтера - чего только не случается в этом удивительном мире. В большинстве случаев взаимопонимание руководителя и главного бухгалтера – это величина, непрерывно изменяющаяся и зачастую тесно связанная со временем работы главного бухгалтера в организации и уровнем «несбывшихся надежд» и взаимных требований обеих сторон. Как и обычные межличностные отношения, отношения между руководителем и главным бухгалтером – это многофакторная система, описание зависимостей в которой потребует написания отдельной статьи.
    Одним из ключевых моментов, формирующих взаимопонимание, является «понимание общей картины мира», состоящей из системы ценностей и взглядов, в том числе и на законодательство РФ. Поскольку не все организации могут позволить себе содержание штатного юриста, эти функции обычно возлагаются на главного бухгалтера, которому по роду службы и так приходится отслеживать все изменения в нормативных и законодательных актах. Зададимся вопросом, почему главный бухгалтер совершает одну и ту же ошибку: перманентно находится в режиме бесконечного поиска истины? Всё очень просто. Законодательство обязывает. Непрерывность процесса вытекает из «Закона о бухгалтерском учете» 129-ФЗ ст. 8 п.3, а достоверности информации о деятельности организации требует ст.1 п. 3 того же закона. Под достоверностью согласно закону «Об аудиторской деятельности» 119-ФЗ ст. 1 п.3 понимают «степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности …». Что такое степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности и «сколько за это дают» хорошо известно каждому главному бухгалтеру. Главному бухгалтеру приходится постоянно держать руку на пульсе стремительно изменяющегося законодательства и принимать решения, которые в дальнейшем спасут руководителя от карающей (по всей строгости законодательства РФ как, например ст. 199 УК РФ) руки правосудия. В результате чего у главного бухгалтера непроизвольно возникает ожидание некоторой благодарности от руководителя, в том числе и материальной. Вы уже знаете мнение руководителя по этому поводу? Более того, стремление максимально соответствовать законодательству, в конечном счете, и вызывает у главного бухгалтера состояние «поиска правды». Только опытный человек знает, что единственные двери, которые открывает правда – это двери биржи труда.
    Один знакомый главный бухгалтер как-то в шутку рассуждал о том, что неплохо было бы увольняться после сдачи отчетности за девять месяцев. Поскольку налоговый период по большинству налогов для организации – год, годовая бухгалтерская отчетность требует больших усилий по её подготовке, а также большей ответственности. И в случае прихода нового главного бухгалтера этой ответственностью можно будет поделиться. На новом же месте работы, ты попадаешь в первый этап трудовой деятельности, когда тебя опять любят. В связи с этим, конечно же, заранее готовы простить некоторые упущения в работе, ведь ты же не можешь без привлечения дополнительных ресурсов восстановить бухгалтерский учет за весь год! Такое вот мнение.
    Подведем итоги. Рано или поздно второй этап трудовой деятельности переходит в третий, когда приходит время увольняться. С каким багажом неоправданных ожиданий Вы придете к этой финишной черте, зависит от Вас. Недавно мне встретилась книга Дэвида Нопфлера «Рок-бизнес», в которой описывается опыт работы западных финансистов. Финансист «в первый же год своей деятельности должен показать, что бухгалтерия компании дышит на ладан (недоработки предшественников), во второй -продемонстрировать, что дела идут как нельзя лучше (благодаря моим заслугам), а за третий подыскать себе новое место и без шума уйти, не дожидаясь, пока счета компании будут подвергнуты ревизии».
    На мой взгляд, наша жизнь динамичнее. Успехов Вам.

Статья "Отчетность сдана. Что дальше?"

Rambler's Top100 Rambler's Top100
© ООО "Финанс Эскорт Консалтинг", 2002-2010. Москва, Рязанский пр. 99. Тел. (495) 771-25-43, info@finesco.ru